Джаз, загробная жизнь и мудрость корпораций: о чем говорит новый мультфильм Pixar «Душа»
В российский прокат вот-вот выйдет «Душа» Pixar, пожалуй, главного поставщика передовой, как в визуальном плане, так и в том, что касается глубины тем и сюжетов, англоязычной анимации. «Лента.ру» рассказывает о том, почему новый мультфильм студии — история экзистенциальных приключений нью-йоркского джазмена и его души — получился не просто зрелищем не вполне детским, но и во многом противоречивым.
Нью-Йорк в сентябре озарен поразительным, экстраординарным — напрашивается пошлый эпитет «бархатный» — светом. Пробивается он и сквозь окна класса, где учитель музыки Джо Гарднер с не менее экстраординарной теплотой преподает шестиклассникам основы композиции. Работает Джо на фрилансе — не самый оптимальный расклад для мужчины под сорок. О чем ему напоминает и директор школы, предлагая наконец взять Гарднера в штат: полноценная зарплата и соцпакет прилагаются. Вот только и загрузка, конечно, совсем другая — а значит, о мечте сделать карьеру джазового пианиста придется забыть уже навсегда. А у карьеры этой как раз наконец забрезжила надежда — один из бывших учеников педагога зовет на прослушивание в квартет уважаемой саксофонистки. Прослушивание Джо пройдет на ура, поймав во время пробной репетиции творческую волну. И тут он, начав на ходу грезить о перемене участи, упадет в открытый люк. Чтобы разбиться насмерть.
На этом, впрочем, «Душа» не закончится — а в сущности, только начнется. Джо обнаружит себя мало того что в странной, причудливо состоящей из гигантских пасторально-призрачных полей и не менее внушительной лестницы в небеса, реальности — так еще и в обличье желеобразного сине-зеленого существа, которое напоминает его прежнего лишь очками и шляпой. Спрыгнуть с лестницы в забвение ему еще удастся, а вот вернуться в свою земную оболочку и все-таки реализовать планы о профессиональной реализации окажется несколько сложнее — придется притвориться наставником для только начинающей свой путь в мир людей (и очень несносной) души, заручиться поддержкой команды потусторонних психонавтов и побывать в теле жирненького кота. А заодно переосмыслить для себя ответы на ключевые экзистенциальные вопросы.
Студия Pixar, стоящая за «Душой», в представлениях, конечно, не нуждается — это в ее стенах уже третье десятилетие рождаются те редкие мультблокбастеры, которые не только очаровывают одно за другим поколения юных зрителей, но и от взрослых не требуют впадать в детство. Конкретно «Душу» написал и снял Питер Доктер, который в качестве режиссера уже преобразовывал в анимационные приключения старение и потерю близкого в «Вверх» и природу человеческих чувств в «Головоломке». «Душа», пожалуй, даже более амбициозна — она ни много ни мало берется вообразить себе сам порядок вещей во вселенной (скорее в жизнеутверждающем, построенном на вере в то, что порядок этот в принципе имеется, ключе) и механизмы, управляющие человеческими судьбами (а вот тут фильм Доктера, напротив, непривычно для американской анимации меланхоличен).
Понятно, что, как и другие творения Pixar — в диапазоне от «Истории игрушек» до «Тайны Коко», — «Душа» хвастает максимально складной, не позволяющей себе никаких отступлений, провисаний и пустот историей (это, если что, не всегда в отношении кино комплимент, но понятно, почему так работают произведения в ориентированном на детскую аудиторию жанре). Экзистенциальные мотивы с пугающей легкостью трансформируются в развлекательный сюжет. Путь от сцены джазового клуба на конвейер формирования психики укладывается в пару сценарных шагов. Ладно вписаны в основную конструкцию и второстепенные персонажи — запоминаются, источают обаяние и мать-наседка главного героя и ее подружки-болтушки, и качок-парикмахер с трудной судьбой, и пожилой хиппарь с трансцендентальными сверхспособностями. Котик, опять же. Несомненно и техническое совершенство мультфильма — эффектное как в гиперреалистических нью-йоркских сценах, так и в эпизодах из загробного мира, отдельные фигуранты которого отсылают к классике советской экспериментальной и польской анимации.
И все-таки в «Душе» на подспудном уровне ощущается нечто, непривычно для Pixar, тревожащее. И дело даже не в заложенной в реальность мультфильма саморазоблачительности — мир, где появляются и уходят навсегда, души изображен не просто бюрократизированной сверхкорпорацией, так еще и корпорацией, всегда готовой проявить мудрость и гуманизм (и это в картине, произведенной самой что ни на есть транснациональной корпорации — Pixar принадлежит Disney, в свою очередь руководствующейся исключительно финансовыми интересами акционеров). Куда больше смущают противоречия более очевидные. «Душа» впервые в истории Pixar выводит на экран чернокожего протагониста — но предпочитает на большую часть фильма помещать его в лишенный расы и половых признаков милый пузырь или же в тело котика. Манифестирует восхищение перед искусством джаза — но на деле пользуется им лишь как кубиком в сюжетостроении.
Информационный портал Апшеронск - Инфо © 2010г. - 2022 г. Все права защищены.
Администрация Апшеронск - Инфо ни коим образом не связана с авторами публикаций и оставляет за собой право удалять любую информацию без объяснения причин. Ответственность за содержание публикаций всецело возлагается на их авторов.
Вы можете войти на сайт используя любую из своих социальных сетей
или пройти регистрацию на нашем сайте Регистрация регистрация не займет у Вас более 1 минуты
Запрещены комментарии, которые:
не относятся к теме. Содержат ссылки и материалы, искажающие, дискредитирующие суть статьи. Содержат призывы к нарушению действующего законодательства.